
Первая мотокругосветка празднует 100-летие!
Первым человеком, который проехал на мотоцикле по всему миру был ирландский кинематографист по имени Карл Клэнси. Он отправился в путешествие со своим другом Уолтером Стори, в конце октября 1912 года, то есть 100 лет назад.
“Это самое длинное, самое тяжелое и самое опасное путешествие, которое кто-либо предпринимал”, — так писал о своем путешествии Клэнси, а друзья и коллеги хором твердили ему, что он сошел с ума. Но тем не менее, он отправился в путь и, более того — он сделал это!
23 октября этого года мотолюбители решили воспроизвести легендарный маршрут и устроили праздничный старт в Ирландии, после чего желающие отправились по маршруту Клэнси и Стори.
В 1912 году было всего не так много шоссейных дорог, не говоря уже о картах, на которых их можно было найти. Мотоциклы не были предусмотрены для длительных путешествий, а ремонтные гаражи по дороге практически не существовали.
Клэнси и Стори отважно отправились в путь на мотоциклах, сделанных мотоциклетной компанией Henderson, которая была основана в 1911 году в Детройте, штат Мичиган. Выпущенные в 1912 году мотоциклы серии Henderson Four были длинными машинами с четырех-цилиндровым двигателем и всего одной передачей. Переднего тормоза не было.
Но, с максимальной скоростью 55 миль в час (88, 5 км/ч), это был, вероятно, самый быстрый мотоцикл в мире на то время. Стоил он $325.
Почему они это сделали?
«Факты таковы, — писал Клэнси, — мы обычные работяги, которые пресытились работой и решили потратить год своей жизни на нечто другое, кроме вечной погони за Всемогущим долларом.”
Как они оплачивали путешествие? Клэнси договорился с редактором газеты об оплате за публикацию заметок о его путешествии. Таким образом, с ноября 1912 года по февраль 1914 года Клэнси рассказал историю своего путешествия на страницах «Мира Велосипедов и Мотоциклов», еженедельного журнала, базирующегося в Нью-Йорке.
Этот рассказ был впоследствии почти забыт, пока не был спасен мотоэнтузиастом Грегори Фрейзером, который собрал все заметки в книгу «Приключения мотоциклиста» в 2010 году.
В начале октября 1912 года, пара выехала из Нью-Йорка в Дублин, через Ливерпуль, их мотоциклы перевозили отдельно. Пересекая Атлантику, они подружились с двумя ирландскими девушками, которые сделали для них флажки с вышитыми фразами “Вокруг света”.
В Дублине редактор местной велосипедной газеты Ричард Маккриди (изобретатель велосипедного поло) дал им местные дорожные карты и помог составить маршрут из Дублина на Северо-запад.
Как бы дико это ни показалось, но Стори до отправления в путешествие никогда не катался на мотоцикле, поэтому Клэнси уделил целый день тому, чтобы обучить его езде на мотоцикле.
“К тому моменту, как начало темнеть,он уже вполне оседлал своего коня, — писал Клэнси, — но мы были вынуждены прекратить занятия, так как в наших светильниках не было карбида.”
Их первые усилия отправиться в поездку были прерваны, когда милиционер остановил их и настоял, чтобы они получили номерные знаки для мотоциклов.
“Однако, на этом Дублин не закончил с нами, — сетовал Клэнси, — ибо прежде чем мы успели проехать квартал, один из двухэтажных трамваев врезался в мистера Стори, задев его заднее колесо, швырнул его на мостовую, изрядно повредив мотоцикл, но, к счастью, не задев самого Стори, который отделался сильно ушибленным бедром.”
Как писал Клэнси, “разгоряченная толпа бездельников” помогла перенести пострадавший мотоцикл в ремонт (“и отказывалась разойтись, пока мы дважды не поблагодарили всех за их усилия”).
Ремонт мотоцикла Стори требовал времени, так что, в конце концов, 23 октября, вдвоем на единственном мотоцикле Клэнси, Стори верхом на бензобаке, а Клэнси придавленный 34 кг багажа за спиной, они выехали из Дублина по трассе, что сейчас именуется N3.
Они ехали со средней скоростью около 30-35 км/ч, поскольку ирландские дороги, особенно после дождя, оставляли желать лучшего.
После путешествия по Ирландии они добрались до Белфаста. К тому времени мотоцикл постоянно бил Клэнси по рукам током через насквозь промокшие перчатки. На следующий день Клэнси отбывал на поезде обратно в Дублин, чтобы забрать отремонтированный мотоцикл Стори.
На следующий же день они вдвоем сели на паром в Глазго.
Они оставили Ирландию с добрыми чувствами.
“Ирландия — такое странное место», — писал Клэнси, — » Так отличается от Шотландии, Англии и Америки, это земля благословенна очаровательными живописными склонами самых чарующих красок, а живут здесь самые обаятельные люди, так что мы призываем каждого путешественника обязательно посетить эти места и особенно графство Донегал.”
Клэнси и Стори проехали через Шотландию, Англию, Нидерланды, Бельгию и Францию. После Парижа, Стори вернулся в США.
А Клэнси продолжил свой путь через юго-восточную Азию, в Китай и Японию. Он был одним из первых туристов в этих местах и (уж конечно!) первым западным мотоциклистом, который добрался так далеко.
После возвращения в Нью-Йорк, Клэнси был дважды женат, написал две книжки (не имеющих отношения к путешествию) и стал успешным кинопродюсером и сценаристом. А Уолтер Стори трудился в газете The New York Times.