Интервью с Федором Конюховым: «У меня не бывает путешествий ради путешествия».

Интервью с Федором Конюховым: «У меня не бывает путешествий ради путешествия».

Невозможно представить себе путешественника, который не слышал бы про Федора Конюхова. Его невероятные рекорды и приключения являются примером недюжинной смелости, упорства, страсти к исследованию и открытиям!  В феврале 2018 года Федор Конюхов и Виктор Симонов отправятся в экспедицию «Арктика-2018», чтобы достичь Северного полюса на снегоходах.

Приводим одно из самых свежих интервью великого путешественника:
 

— Федор Филиппович, глядя на вёсельную лодку «УралАЗ», установленную на набережной озера Тургояк, невозможно поверить, что человек может пересечь на ней Атлантический океан…

— Да, все именно так, в 2002 году я на ней пересек Атлантику от Канарских островов до Барбадоса, путь занял 46 дней. А в 2014 году, уже на лодке «Тургояк», названной в честь этого удивительного озера, где мы сейчас находимся, я пересёк Тихий океан от Чили до восточного берега Австралии за 159 дней.


— Наверняка такие путешествия непросты сами по себе, а что в них самое сложное?

— Самое сложное при подготовке к таким экспедициям — настроиться духовно. Для этого я соблюдаю посты и усердно молюсь — ведь нельзя преодолеть такие трудности без Божьей помощи. Смотрите сами: ветер выпрямляет 12-миллиметровые замки из нержавейки, выходит из строя такелаж, а люди — выдерживают. Разумеется, требуется недюжинная физическая подготовка. Например, на лодке «Тургояк» я прошел по акватории Тихого океана 16 тысяч километров, уложившись в 159 дней. Нужно было успеть пройти маршрут в течение сезона, иначе есть риск попасть на смену ветров и идти против течения. Для этого я должен был совершать 23–24 тысячи гребков веслами в сутки. Если умножить, то это примерно 3,5 миллиона гребков за полгода. Для того, чтобы придерживаться этих цифр, мне нужно было отдыхать в день всего часов 6–8. Пришлось отказаться от ловли рыбы, чтобы не терять время на её чистку, разделку и готовку, да и толку от неё мало: при таких нагрузках я трачу по 6 тысяч калорий, а рыба их не компенсирует.

— Вы видели такие уголки планеты, от которых дух захватывает и до которых «простой смертный» вряд ли когда-нибудь доберётся. Но тем не менее из года в год приезжаете на Урал, в Миасс, к озеру Тургояк. Что вас сюда влечет?

— Для меня озеро Тургояк — место силы. Как красиво вокруг, вы и сами прекрасно видите. Но на озере есть остров Веры с мегалитическими сооружениями, объектами древних эпох и старообрядческим скитом. Да и сама вода в озере завораживает своими красками и чистотой: можно подходить, черпать кружкой и спокойно пить. Кроме того, на территории курорта «Золотой пляж» на берегу озера действует летний лагерь «Школа путешественников Федора Конюхова», в рамках которой уже шестой год подряд проходит ежегодная детская регата в классах «Кадет» и «Оптимист». Я приехал сюда чтобы вручить ребятам награды, мне всегда интересно наблюдать за их успехами и общаться с ними. А какие вопросы они задают! Они знают и про Мировой океан, и про Эверест, и про самое труднопроходимое место на нашей планете — мыс Горн, а ещё про динозавров спрашивают и проблемами экологии интересуются. Я заряжаюсь этой детской энергией, и сами собой придумываются новые экспедиции. Для меня Тургояк — источник вдохновения.

— Фёдор Филиппович, в вашем активе — внушительный список мировых рекордов. У вас есть признание и множество научных открытий, к которым вы имеете самое непосредственное отношение. Что же заставляет вас вновь и вновь отправляться в дорогу?

— У меня не бывает путешествий ради путешествия, часто я провожу исследования по просьбе учёных. Например, в последней экспедиции на воздушном шаре я проводил замеры ионосферы: осуществлял сбор информации, чтобы изучить загрязнение воздуха по двадцати параметрам, после чего отправил всё специалистам, сейчас ждём результатов. А когда я шёл к Южному полюсу, скрупулёзно собирал снег и раскладывал его по мешочкам с координатами и датой. 65 дней пути и приблизительно столько же проб в виде растаявшего снега, а учёные не прошли бы такое расстояние, и у них не было бы возможности сделать такие замеры. Ещё один фактор, подталкивающий меня на экспедиции — обыкновенное человеческое любопытство. Сегодня XXI век, на Земле живет более семи миллиардов человек, научные открытия происходят ежедневно, но при этом Мировой Океан всё ещё не изучен. Считается, что его исследовали на три процента. Это ерунда! От силы — процента на полтора. И как тут отказаться от желания докопаться до истины?

— Тогда вам самая дорога на дно Марианского жёлоба!

— Есть только один человек, способный построить батискаф для погружения в Марианскую впадину, но он уже в почтенном возрасте и не берётся за такие масштабные проекты. Но я признаюсь, что на самом деле планирую к 2023 году осуществить такую экспедицию.

— Какие ещё амбициозные проекты вы задумали?

— В ноябре следующего года я собираюсь стартовать на вёсельной лодке «АКРОС» вокруг Антарктиды. Путь начнётся с острова Тасмания у берегов Австралии, затем я возьму курс южнее Новой Зеландии в Тихий океан, там мне предстоит преодолеть самый большой отрезок Южного океана — это условное название вод трёх океанов: Индийского, Атлантического и Тихого, они окружают Антарктиду и считаются «пятым океаном». Кроме того, я собираюсь обогнуть мыс Горн. Протяжённость этого маршрута будет 9 тысяч километров по прямой.

— Известно, что за всю историю ещё ни один человек не переходил на вёсельной лодке Южный океан…

— Путешествие будет непростым по многим параметрам: в этой местности фиксируются самые сильные средние ветры на планете, на пути будут встречаться айсберги, а плавучий лёд в период с мая по октябрь делает эту часть пути ещё более опасной. Кроме того, эта местность отдалена от населенных пунктов, и поисковые и спасательные операции проходят труднее, чем обычно. Хотя ни одна моя экспедиция не была лёгкой и безопасной, преодолеть всё мне помогает моя вера и поддержка друзей, партнёров, супруги Ирины, детей и внуков.

— Некоторые люди считают, что все ваши экспедиции — хорошо спланированные прибыльные коммерческие проекты.

— На самом деле я не знаю, что такое коммерция. Я совершил более 50 экспедиций, и всякий раз мне помогали друзья, их и можно назвать спонсорами. В основном из путешествий я привожу не только научные образцы и впечатления, но и долги, так что тут точно не до прибыли! Я зарабатываю на продаже своих картин, которые охотно покупаются коллекционерами. В октябре будет выставка моих работ в Третьяковской галерее. Кроме того, я издаю книги и работаю на полставки преподавателем и начальником лаборатории в Современном гуманитарном университете. Также у меня есть пенсия.


— Фёдор Филиппович, уже год прошел после вашего кругосветного путешествия на аэростате «МОРТОН». Есть ли в планах заслуженный отдых для восполнения сил, планируете ли «осёдлую» жизнь на какое-то время?

— Ни в коем случае! Осенью этого года я поеду в ОАЭ. Культура этой страны, отношение людей к вере, местные традиции мне интересны. В середине октября я прилечу в Дубай, откуда отправлюсь на верблюдах по пустыне. Путь займёт символические 46 дней — 2 декабря Арабские Эмираты будут праздновать 46-летие со дня образования государства. А уже после этого начнём подготовку к кругосветному полету на самолёте на солнечной энергии — хочется совершить беспосадочный полет вокруг света на экологически чистом пилотируемом летательном аппарате. В XXI веке нужно использовать альтернативные источники энергии, а не сжигать нефть и газ. Это очень сложная задача, и потребуется объединить лучшие умы нашей планы. Этот проект будет реализован под флагом Русского географического общества.

— В истории только единственный раз было совершено кругосветное путешествие на самолете с солнечными батареями — это сделали швейцарцы Бертран и Боршберг в 2016 году на самолете Solar Impulse 2, но у них было в общей сложности 16 посадок. Вы же планируете совершить беспосадочный перелёт.

— Дело не столько в амбициях и спортивных достижениях: хочется, чтобы о России говорили. Хотя и рекорды в определённом смысле важны. В прошлом году, по завершению кругосветной экспедиции на воздушном шаре «МОРТОН», вместе с английской компанией Cameron Balloons мы приступили к производству теплового аэростата, приспособленного для полёта в стратосферу — именно с целью побить абсолютный рекорд высоты для теплового аэростата. Действующий мировой рекорд установлен Индией: в 2005 году пилот и бизнесмен Виджайпат Синганья покорил высоту чуть более 21 тысячи метров. Наша задача-максимум — подняться на 25 тысяч метров. Но тут есть сложности: из-за снижения атмосферного давления на высоте более 20 тысяч метров закипает вода и, соответственно, межтканевая жидкость человеческого организма, поэтому без герметической кабины на такой высоте человеку не выжить. С Божьей помощью у нас всё получится!

— Вы видели, пожалуй, больше, чем кто-либо другой на Земле. Есть что-то, что оставило у вас самые яркие и воспоминания?

— Завершив кругосветку на аэростате, я часто вспоминаю свои ощущения: смотрю на заход солнца, и меня пронизывает душевное благоговение. Никогда до этого не видел, чтобы солнце заходило так медленно. А я в этот момент — над самым центром Тихого океана. Это ли не чудо, не открытие о мире? Я видел немало неопознанных природных явлений и могу сказать, что планету нашу ещё изучать и изучать! Она не раз ещё удивит нас своими тайнами.

 

Обсуждение закрыто.